РУС БЕЛ ENG

Рекомендации педагогам

ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

ЧТО СЛЕДУЕТ ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКА?

 Положительные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологических особенностей человека

 Устойчивое позитивное отношение к жизни 

 Вариативность субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций

 Высокий уровень социализации личности;

 Забота о собственном здоровье

 Стремление к саморазвитию

 Психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы саморегуляции и снятия психической напряженности

 Способность преодолевать кризисные ситуации

 Представления о неиспользованных жизненных возможностях.

Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

 сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье обществе;

 принятие себя (своего физического я, характера, особенностей, эмоций;  

 обучение навыкам достойного поведения (взаимодействие, отстаивания чувства собственного достоинства)

 информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросом

Что  может насторожить педагога:

• заявления ребенка о желании уйти из жизни; 

• если в разговорах, рисунках и письмах ребенка проявляется озабоченность смертью; 

• если ребенок раздаривает свои личные вещи;

• отдаление ребенка от семьи и друзей;

• агрессивное или враждебное поведение;

• побеги из дома;

• опасное поведение (например, неразборчивость в сексуальных взаимоотношениях); 

• неуважительное отношение к собственной внешности; 

• резкое изменение характера (например, ребенок был очень активным и неожиданно стал тихим).

Признаками суицидального поведения могут быть

1. Изменения в сфере межличностных отношений

2. Изменения стереотипов поведения

3. Характерные высказывания

4. Изменение физического состояния

5. Изменения эмоционального фона (депрессия)

Признаки депрессии:

• потеря интереса к деятельности, которая раньше доставляла удовольствие;

• изменения режима питания и режима сна; 

• ребенку трудно думать и трудно сконцентрироваться; 

• ребенок постоянно жалуется на скуку; 

• при отсутствии проблем с физическим здоровьем ребенок постоянно жалуется на головные боли, на боли в желудке и на усталость; 

• ребенок постоянно страдает от чувства вины и не разрешает никому себя хвалить.

ЧТО МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ

-Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком

- Будьте внимательным слушателем

- Будьте искренними в общении с ребёнком. Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации.

- Помогите определить источник психического дискомфорта.

- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

- Помогите ребёнку осознать его личностные ресурсы

- Окажите поддержку в успешной реализации ребёнка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.

Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние.

Кризис возникает в ситуациях, когда усвоенных ранее образцов поведения недостаточно для совладания с обстоятельствами. 

НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

- Знать особенности развития и воспитания личности детей в разные возрастные периоды.

- Владеть приёмами эффективной коммуникации.

- Иметь навыки наблюдения.

- Уметь оказать психологическую поддержку.

свернуть

10 «золотых» правил педагога.

  1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
  2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
  3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
  4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
  5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
  6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
  7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
  8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
  9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
  10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
свернуть

мифы и факты

Самоубийство – мифы и факты

Мифы

1.                Люди, говорящие о самоубийстве, на самом деле его не совершают.

2.                Склонные к самоубийству люди твердо намерены умереть.

3.                Самоубийство случается без предупреждения.

4.                Улучшение состояния после кризиса говорит о том, что риск самоубийства снизился.

5.                Все самоубийства предотвратить невозможно.

6.                Если у человека появилась склонность к самоубийству, то она сохраняется у него навсегда.

Факты

1.                Большинство покончивших с собой перед суицидальным актом определенно предупреждали о своих намерениях.

2.                У большинства самоубийц отмечается амбивалентность.

3.                Склонные к самоубийству люди часто дают вполне ясные указания о том, что собираются предпринять.

4.                Многие самоубийства происходят в период улучшения, когда у человека появляется достаточно энергии и воли, чтобы обратить отчаянные мысли в решительные действия.

5.                Это верно. Однако большинство все же предотвратить можно.

6.                Суицидальные мысли могут возвращаться, однако они не постоянны и у некоторых людей они никогда больше не появляются.

Специальная профилактика суицидальных происшествий включает:

·       Прогнозирование суицидальной активности людей.

·       Выявление лиц с повышенным риском суицидальной активности.

·       Своевременное оказание адекватной помощи человеку, находящемуся в состоянии психологического кризиса.

Исследования показывают, что суицидальная активность зависит от целого ряда факторов. Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает:

·       В вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями и переживаниями;

·       В период «пиков возрастной суицидальности» (между 11-12, 15-16, 17-24, 40-50 годами);

·       В условиях тяжелой морально – психологической обстановки в коллективах.

Чрезвычайно сложной задачей, не имеющей однозначного решения, является выявление лиц с повышенным риском суицидального поведения.

Существует три основных способа помощи человеку, думающему о  суициде:

·                   Своевременное диагностирование и соответствующее лечение суицидента.

·                   Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

·                   Поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации.

Меры предупреждения суицида

- правильное и четкое планирование и организация повседневной жизни, учебы и деятельности, быта и досуга в учебном коллективе и семье;

- организация мероприятий психологического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья людей;

- обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав детей;

- предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами коллектива;

- выявление групп высокого суицидального риска;

- умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц;

- адекватная и своевременная психологическая помощь людям, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств:

Заблуждение 1Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких- либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учёте в психоневрологических диспансерах состояло лишь 20% суицидентов и только 8 - 10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.

Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Некоторые руководители высказывают сомнение относительно самой возможности предупреждения самоубийства. Суицидальные намерения, считают они, неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет его остановить. Однако психиатрами отмечается, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Н. А. Бердяев подчёркивал, что самоубийцы - это люди с "ободранной кожей", т,е. суицид - это крик о помощи. Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь - всё это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

По данным исследований, 34 % людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению, а изучение уголовных дел показало, что около 20% суицидентов ранее уже пытались покончить с собой.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.

У некоторых руководителей сложилось упрощённое понимание возможности предупреждения суицидального поведения.

По их мнению, если сотрудник будет загружен работой и за ним будет осуществляться постоянный контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой "профилактики" выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсов организма, ещё больше повышая вероятность суицидальных попыток.

Заблуждение 5. Чужая душа - потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Барьером для профилактики самоубийств является мнение руководителей, считающих, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: "заглянуть в душу", познать внутренний мир подчинённого действительно очень сложно. Но такие возможности у руководителя, как правило, имеются.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей, "склонных к самоубийству".

Самоубийство совершают люди разных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и её личностной оценки как непереносимой.

Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Руководители должны знать "знак беды", т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.

Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

свернуть

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является временным;

б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Рекомендации социальным педагогам и психологам.

Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку, думающему о суициде:

1. Своевременное диагностирование и соответствующее лечение суицидента.

2 Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

3. Поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации.

 При этом важно соблюдать следующие правила:

1) будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

2) набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации;

3) будьте терпеливы;

4) не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «Пойди и сделай это»;

5) не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: "Вы так чувствуете себя, потому что...";

6) не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: "Вы не можете убить себя, потому что...";

7) делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Центральной частью преодоления кризисного состояния человека и определения путей его выхода из трудных ситуаций является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Разумеется, она имеет свою специфику, которая проявляется в следующем;

Специфика индивидуальной беседы:

•   Ни в коем случае нельзя приглашать человека на беседу через третьих лиц, приглашение необходимо сделать обязательно лично (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).

•   При выборе места беседы главное - отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).

•  Желательно спланировать беседу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами.

• В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо "попутные" дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас, ничего нет.

Этапы профилактической беседы:

1. Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений "сопереживающего партнерства". На этом этапе беседы рекомендуется использовать такие психологические приемы, как: "сопереживание", "эмпатическое выслушивание". Здесь важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться).

В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

2. Второй этап - главное на этом этапе:

а) установить последовательность событий, которые привели к кризису;

б) снять ощущение безысходности ситуации. С этой целью целесообразно применение следующих приемов: «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами» и др.

3. Третий этап - совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как: «планирование» - т.е. пробуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящей деятельности; «удержание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности.

4. Завершающий этап - его главная задача: окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».

Если в ходе беседы человек активно высказывал «суицидальные мысли», то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Жизнь человека обладает огромной ценностью, прежде всего для него самого. Желание убить себя противоестественно для здорового человека. И каждый, кто задумывается о самоубийстве, должен сознавать, что оно не выход, а самая большая и неисправимая ошибка.

свернуть

Группы детей, склонных к суициду

Группы детей, склонных к суициду

1.Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

2. Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

3. Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.

4. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.

 

Суицидально опасная референтная группа:

1.Молодежь, с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

2.Сверхкритичные к себе;

3.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

4.Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

5.Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

6.Дети из социально-неблагополучных семей – уход из семьи, развод родителей;

7.Дети без семей, в которых были случаи суицидов.

свернуть

Типы суицидального поведения.

Демонстративное поведение.

 В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.

Аффективное суицидальное поведение.

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.

 

Причины суицида

1.Дисгармония в семье, насилие.

2.Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминал).

3.Отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство, подражание кумирам.

4.Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми. Постоянные переутомления.

5.Уязвленное чувство достоинства.

6.Различные формы депрессии, страха, гнева, печали по различным поводам (перемена места жительства, потеря близких, друзей, здоровья, привычных вещей и т.д.).

7.Нарушение внутришкольных или внутригрупповых взаимоотношений, отверженность, конфликты.

8.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребенок думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

9.Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

10.Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, чтио молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

11.Материально – бытовые трудности.

12.Состояние психического здоровья.

13.Принадлежность к неформальным, молодежным группировкам, религиозным сектам.

Мотивы суицида:

Месть. Ребенок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.

Призыв. Так он пытается привлечь к себе внимание.

Бегство от наказания. Маленький человек убивает себя, чтобы не быть наказанным.

Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить.

Отказ. Человек просто «выходит из игры» раз и навсегда. Гораздо реже дети или взрослые люди кончают с собой для того, чтобы воссоединиться с уже умершим, во имя самопожертвования или в рамках игры. Такие самоубийства обычно бывают связаны с тяжелыми психическими заболеваниями.

Способ разрешить проблему. Рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Безнадежность. Потеря всяких надежд изменить жизнь к лучшему.

 

Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, вызывающая одежда,

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

- уход от контактов, изоляции от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку», рискованное поведение,

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

- погруженность в размышления о смерти, накопительный интерес к данной тематике в художественных галереях, в поэзии, романах; усиленное внимание к оккультизму, тяжелому металлу в музыке,

- отсутствие планов на будущее,

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей,

- устные заявления «Я желаю быть мертвой», «Оставьте меня в покое»,

- алкогольное, сексуальное, наркотическое злоупотребление, асоциальное поведение,

- приведение дел в порядок (письма к родственникам, урегулирование конфликтов),

- уход из дома,

- чрезмерное увлечение компьютерными играми, уход от реальности.

свернуть
поделиться в: