Демонстративное поведение.
В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.
Аффективное суицидальное поведение.
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции – обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.
Истинное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью.
Причины суицида
1.Дисгармония в семье, насилие.
2.Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминал).
3.Отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство, подражание кумирам.
4.Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми. Постоянные переутомления.
5.Уязвленное чувство достоинства.
6.Различные формы депрессии, страха, гнева, печали по различным поводам (перемена места жительства, потеря близких, друзей, здоровья, привычных вещей и т.д.).
7.Нарушение внутришкольных или внутригрупповых взаимоотношений, отверженность, конфликты.
8.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребенок думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
9.Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
10.Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, чтио молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
11.Материально – бытовые трудности.
12.Состояние психического здоровья.
13.Принадлежность к неформальным, молодежным группировкам, религиозным сектам.
Мотивы суицида:
Месть. Ребенок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.
Призыв. Так он пытается привлечь к себе внимание.
Бегство от наказания. Маленький человек убивает себя, чтобы не быть наказанным.
Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить.
Отказ. Человек просто «выходит из игры» раз и навсегда. Гораздо реже дети или взрослые люди кончают с собой для того, чтобы воссоединиться с уже умершим, во имя самопожертвования или в рамках игры. Такие самоубийства обычно бывают связаны с тяжелыми психическими заболеваниями.
Способ разрешить проблему. Рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
Безнадежность. Потеря всяких надежд изменить жизнь к лучшему.
Признаки, предупреждающие о возможности суицида:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, вызывающая одежда,
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
- уход от контактов, изоляции от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку», рискованное поведение,
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
- погруженность в размышления о смерти, накопительный интерес к данной тематике в художественных галереях, в поэзии, романах; усиленное внимание к оккультизму, тяжелому металлу в музыке,
- отсутствие планов на будущее,
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей,
- устные заявления «Я желаю быть мертвой», «Оставьте меня в покое»,
- алкогольное, сексуальное, наркотическое злоупотребление, асоциальное поведение,
- приведение дел в порядок (письма к родственникам, урегулирование конфликтов),
- уход из дома,
- чрезмерное увлечение компьютерными играми, уход от реальности.